Общество егэ задание 28 рынок труда. Темы планов по разделу экономика

21.11.2023 Продажи 

Специальность: Технология продукции общественного питания

Цели урока:

Обучающая: раскрыть понятия: «рынок труда», «рабочая сила», «занятость», «безработица»; рассмотреть процесс формирования рынка труда, влияние занятости и безработицы на экономическую стабильность государства.

Развивающая: сформировать умение рассуждать, работать с дополнительной литературой, делать тематические подборки, готовить сообщения;

Воспитательная: воспитывать интерес к проблемам человека в экономической (трудовой) деятельности.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные

Тип урока: урок изучения нового материала

Материально-техническое обеспечение: технические средства, мультимедийная установка, доска, наглядные пособия, учебник.

Межпредметные связи: история, экономика

Основные понятия: «рынок труда», «рабочая сила», «занятость», «безработица». Формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Официальная и скрытая безработица.

Ход урока

Организационный момент:

В ходе сегодняшнего занятия рассмотрим следующие вопросы:
1.Понятие рынок труда,

2.Занятость и безработица

Проверка домашнего задания

Ответить на следующие вопросы:

1.Кто является потребителем?

2.В чем заключаются права потребителя?

3.Дать понятие дохода. Заработная плата как одна из форм доходов.

III. Формирование нового знания

1.Важнейшей составляющей частью в системе факторов производства является рынок труда или рабочей силы, который способен существенно влиять на экономический рост.


Рынок труда делится по профессиональному, отраслевому и географическому признакам.

2.Причины и виды безработицы (структурная, циклическая, фрикционная)

3.Занятость - это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход, то безработица как социально-экономическое явление, представляет собой невозможность для человека найти адекватную своей квалификации и потребностям занятость.

4. Государственная политика в области занятости

IV. Закрепление изученного материала

Какой рынок называется рынком труда?

Что такое занятость?

Что такое безработица?

V. Инструктаж по д/з:

Изучить материал учебника и ответить на следующие вопросы:

1.Что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда?

2.Какое место занимает занятость на рынке труда?

3.Кто считается безработным?

4. Виды безработицы

5. Каким образом осуществляется трудоустройство. Какие государственные органы осуществляют трудоустройство (их роль)?

Подпись преподавателя

Тема: Рынок труда, занятость и безработица

План лекции:

Понятие рынок труда, Занятость и безработица

1. Рынок труда.

Важнейшей составляющей частью в системе факторов производства является рынок труда или рабочей силы, который способен существенно влиять на экономический рост. Он является такой же необходимой составляющей рыночной экономики, как рынок капитала, товаров и ; представляет собой особую сферу рыночных отношений, в которой осуществляется купля-продажа рабочей силы; предполагает собственность человека на свою рабочую силу, которая становится товаром на рынке, а затем реализуется в трудовой деятельности; имеет дело с "человеческим капиталом" ("К", от англ. knowledge - знание). Труд в качестве рыночного фактора производства включает услуги наемных работников и предпринимателей

Рынок труда как сфера формирования спроса и предложения рабочей силы определяет:

    величину ; условия перемещения рабочей силы (мобильность), ее региональное и демографическое распределение; формы найма и занятости, динамику безработицы; возможность повышения квалификации и переквалификации работников и т. д.

Современный рынок труда характеризуется активным воздействием государства с целью создания благоприятных рыночных возможностей для высокой занятости, что является важным в условиях постоянной безработицы.

Рынок труда делится по профессиональному, отраслевому и географическому признакам. В связи с переходом к постиндустриальному обществу меняется структура рынка труда, повышается требовательность к уровню образования и квалификации:

Сокращается численность работающих в традиционных отраслях экономики ( , на транспорте, в угольной, лесной, текстильной и др. отраслях);

И, наоборот, увеличивается во вновь образующихся, современных (торговле, финансово-кредитной сфере и управлении);

Формируется работник нового типа в связи с преодолением существенных различий между физическим и умственным трудом.

Рынок труда характеризуется численностью экономически активного населения, численностью занятых в экономике, уровнем безработицы и др.

2.Занятость и безработица

Если занятость - это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход, то безработица как социально-экономическое явление, представляет собой невозможность для человека найти адекватную своей квалификации и потребностям занятость.


Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения в процентах. Безработица может иметь различные формы:

Фрикционная, связанная с добровольным переходом работников с одной работы на другую, т. е. с поисками и ожиданием соответствующей (квалифицированной, например) работы;

Циклическая, образующаяся при прохождении фаз экономического цикла, обостряется в период кризиса;

Структурная, возникающая в ходе структурных изменений в экономике в процессе НТР, в результате которых меняется спрос на работников определенных профессий. Она связана с тем, что спрос и предложение рабочей силы по разным секторам экономики не совпадают. Безработица возникает среди лиц, профессии которых устарели или стали менее необходимыми вследствие НТР, имеет преимущественно вынужденный и долгосрочный характер, может быть связана с переходом от одной экономической системы к другой.

Существует понятие естественной безработицы (сумма фрикционной и структурной), характерной для рыночной экономики, которая не должна превышать 6% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

Социальные последствия безработицы тягостны: происходит разложение моральных устоев, растет напряженность в обществе, увеличивается разница в доходах и нищета. Социальное государство призвано устанавливать минимальную , развивать систему социального страхования, помогать переквалификации, стремиться создавать новые рабочие места и т. д.

В СССР, при командно-административной системе рабочая сила вовсе не рассматривалась в качестве товара, безработица имела скрытый характер. Сейчас рынок труда в России разбалансирован: при большой безработице наблюдается нехватка специалистов в различных сферах, - от промышленности до кредитно-финансовой. Уровень оплаты труда еще остается низким, а ее индексация зачастую отстает от инфляции, что ведет к снижению реальных доходов работников. При переходе к экономическому росту должно происходить снижение уровня безработицы и повышение заработной платы. При формировании рынка жилья становится возможным более свободное перемещение рабочей силы по стране, ее региональное и демографическое перераспределение.

Литература:

1. Обществознание: учебник. – М., 2014

2. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2014

3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. и. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

4. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. и. – М., 2012.

5. Школьный словарь по обществоведению: для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. и. – М., 2012


  • Сложный план "рынок труда"
  • 1. Понятие о рынке труда.
    2. Труд как эко­но­ми­че­ский ре­сурс.
    3. Спрос и пред­ло­же­ние на рынке труда.
    4. Сег­мен­та­ция рынка труда:
    а) ру­ко­во­ди­те­ли выс­ше­го звена;
    б) спе­ци­а­ли­сты с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем;
    в) пер­со­нал сред­ней ква­ли­фи­ка­ции;
    г) вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие и др.
    5. Мо­ти­ва­ция труда и тру­до­вые от­но­ше­ния:
    а) опла­та труда;
    б) раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской де­мо­кра­тии.
    6. Без­ра­бо­ти­ца:
    а) сущ­ность без­ра­бо­ти­цы;
    б) струк­ту­ра и виды без­ра­бо­ти­цы;
    в) мас­шта­бы без­ра­бо­ти­цы.
    7. Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние рынка труда:
    а) сти­му­ли­ро­ва­ние роста за­ня­то­сти;
    б) про­грам­мы про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния;
    в) про­грам­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.
  • Тренировочная работа ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 декабря.
    1. Страна А оказала гуманитарную помощь стране Z, пострадавшей во время наводнения. Взаимодействие каких сфер общества иллюстрирует данный пример? 1) политической и экономической 3) экономической и духовной 2) экономической и социальной 4) политической и социальной Ответ:
    2. Какой из примеров иллюстрирует межличностный конфликт? 1) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов. 2) Одноклассники поссорились из-за графика дежурства. 3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости. 4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. Ответ:
    3. Екатерина – студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как 1) индивида 2) представителя молодёжи 3) личность 4) товарища Ответ:
    4. Верны ли суждения о целях трудовой и учебной деятельности? А. Целью трудовой деятельности является изменение окружающего мира. Б. Цель учебной деятельности в том, чтобы изменить самого человека. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
    Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется 1) патриотизмом 3) эгоизмом 2) свободой совести 4) гуманизмом Ответ:
    5. Верны ли суждения о роли современного образования? А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике. Б. Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ:
    6. Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные – на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как 1) географическая специализация 3) разделение труда 2) эффективность производства 4) производительность труда Ответ:
    7. Объектом налогообложения является 1) торгующая организация 3) научное открытие 2) имущество граждан 4) повышенная стипендия
    8. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z? 1) рыночная 3) смешанная 2) традиционная 4) административно-командная Ответ:
    9. Верны ли суждения о рынке? А. Рынок порождает тенденцию к монополизации производства. Б. Рынок решает все региональные проблемы с распределением ресурсов. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
    Если можете помочь еще, то откройте файл
  • 1. Когда государство А оказывает гуманитарную помощь государству Z - это проявление взаимодействия экономической и политической общественный сфер.
    2. В данном случае верно второе суждение, поскольку каждый из одноклассников пытался защитить свои личные интересы, в отличии от других вариантов, когда затрагивались экономические (таможенный сбор), административные (штраф) и трудовые (конфликт с работодателем).
    3. Верно третье суждение. Это характеризует её как личность.
    4. Верно только Б). Учебная деятельность изменяет человеческий интеллект и его представления об окружающем его мире, а значит меняет и самого человека.
    5. Отвечаю с позиции человека с высшим образованием: 3) Верны оба суждения.
    6. Географическая специализация. Виды производства расположены в тех географических зонах, в которых они будут развиваться и работать более эффективно.
    7. Имущество граждан.
    8. Административно-командная. Определение данной системы кроется в самом вопросе.
    9. Верно только А. Рынок не может решить все производственные проблемы региона.
  • Интервью - это используемый социологами метод получения информации о состоянии общества путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента (опрашиваемого).
    Преимущества интервью перед письменным опросом (анкетой) заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, профессионализм отвечающего; отношение отвечающего к проблеме и предлагаемым вопросам – при необходимости социолог может изменить вопрос или задать дополнительные вопросы; опытный социолог может увидеть, насколько искренне отвечает опрашиваемый. Поэтому интервью считается наиболее точным методом сбора информации о состоянии общества.
    Однако у интервью есть свои недостатки. Интервьюирование - это сложный трудоёмкий процесс, не позволяющий опросить значительное число людей. В день одному социологу не рекомендуется проводить более 5–6 интервью, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество полученной информации.
    Проведение интервью требует хорошей подготовки. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость), и достаточно высокая общая культура, умение быстро переключаться на новые вопросы, находить выход из сложных ситуаций общения. Немаловажную роль в успешности интервью играет компетентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенностей социальной среды опрашиваемых (особенностей труда, быта, интересов, специфики речевого общения).
    Какие качества необходимы интервьюеру? (Используя текст, назовите любые три качества и объясните, почему каждое из них необходимо.)
    Существует точка зрения, что любой человек может стать успешным интервьюером. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
    Почему автор считает интервью наиболее точным методом сбора информации о состоянии общества? (Укажите три причины.)
    Социолог планировал изучить особенности поведения подростков в компаниях сверстников. Готовясь к проведению интервью с ребятами ряда школ, он прочитал научную литературу, просмотрел несколько специальных сайтов, побеседовал с педагогами.
    Объясните поведение социолога. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
    Каков, по мнению автора, основной недостаток метода интервьюирования? Как Вы понимаете смысл словосочетания «эффект избирательного слушания»? Объясните, почему он снижает качество получаемой информации.
  • Интервьюеру необходимы такие качества как: общительность, грамотность и дружелюбие. Любой человек не сможет стать интервьером, так как такая работа требует высокой степени решительности и даже немного наглости, потому-что не каждый человек захочет тратить свое время и отвечать на вопросы интервьера. Большинство людей после нескольких отказов сразу опустят руки, поэтому быть интервьером далеко не каждый сможет.
    Интервью является самым точным методом сбора информации потому-что информация берется у случайных людей и так сказать из первых рук, она никак не искажается и не приукрашивается.
  • По данным на 1995 г. вceгo на земном шаре проживало около 5,7 млрд чел., что было уже почти вдвое больше, чем в 1970 г. По данным на 1995 г. вceгo на земном шаре проживало около 5, 7 млрд чел. , что было уже почти вдвое больше, чем в 1970 г. По прогнозам ученых в течение следующих 35 лет население в мире вырастет еще на 2, 5 млрд чел. , причем 90% из них появится на свет в развивающихся странах. Дoля населения развитых стран в общем населении планеты сократится за этот период с 16 до 12%. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как повлияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на состояние таких показателей, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?
  • Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиватся население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и тд. Вывод чем больше людей в неразвитых странах тем хуже положение в стране.

  • Составить схему из слов очень срочно Экономика, Потребление, Уровень жизни, ВВП, Экономические механизмы, Профессиональной общности, Приватизация, Спрос, Экономический интерес, Ресурсы, Правовая защита, Ответственность, Рынок, Цена, Конкуренция, Бизнес план, Вознаграждение, СМИ, Уровень бедности, Потребности
  • Уровень жизни зависит от экономики, ресурсов, экономических миханизмов, при этом уровень бедности и рынок потребности значительно привзошел экономический интерес, приватизация жилья отпределяет цену и в последствие тянет за собой конкуренцию, при всем этом есть люди которые ищют выгоду и вознагрождение, и все ВВП и СМИ не нуждаються в спросе правовой защите, професиональной общьности!

  • Составить сложный план на тему "Гражданское общество" (фото внутри)
  • Сложный план:

    I. Вступление
    (Реализация и удовлетворение частных интересов.)
    II. Основная часть
    (Возникновение связей и отношений)
    1)тезис 1
    (Развитие гражданского общества)
    2)тезис 2
    (Каковы особенности гражданского общества)
    3)тезис 3
    (Формирование определенных слоев связей и отношений)
    а).. Подпункт. .
    (Фундаментальный слой - рыночное хозяйство. Что это такое и каковы его преимущества.)
    б).. Подпункт. .
    (Второй слой связей и отношений, или как реализуются социокультурные отношения.)
    в).. Подпункт. .
    (Порождение социально-политических отношение. Основные объединения третьего слоя.)
    4)тезис 4
    (Формирование и развитие личности.)
    III. Заключение
    (Государство - средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества)

  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • Помогите ответить на единственный вопрос по этому заданию, не знаю как ответить и желательно на оценку 4 или 5! Даю много пунктов.

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом. "

    1)социология 2)экономика 3)археология 4)история
    2. Взаимодействие потребителей на рынке изучает:
    1)микроэкономика 2)макроэкономика 3)сегментация 4)распределение
    3. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны:
    1) ВВП 2)НД 3)ВНП 4)ТЭР
    4. Вставьте пропущенные слова:
    1)Увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности – это … рост.
    2)Существует 4 экономические системы: традиционная, …, рыночная и смешанная.
    5. Рынок ценных бумаг – это:
    1)товарная биржа 2)фондовый рынок 3)рынок труда 4)монополистический рынок
    6. Вложение материальных и денежных средств в производство:
    1)ресурсы 2)проценты 3)инвестиции 4)прибыль
    7. Расходы на содержание здания, на коммунальные услуги: 1)переменные издержки 2)постоянные издержки 3)бухгалтерская прибыль 4)эффективность
    8. Верны ли утверждения:
    1) Правовым принципом предпринимательской деятельности в РФ является принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты.
    2) Учредителями товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
    3) Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними.
    9. Деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена:
    1)маркетинг 2)кредитная политика 3)менеджмент 4)стимулирование сбыта
    10. Понижение учётной ставки процента – это пример политики государства
    1)бюджетно-налоговой 2)денежно-кредитной 3)правового регулирования
    11. Инфляция – это
    1)экономический спад 2)процесс обесценивания денег 3)снижение спроса населения
    12. Предоставление кредитов в банке – это его
    1)активная операция 2)пассивная операция
    13. Что лишнее в перечне:
    квота, эмбарго, демпинг, протекционизм, рынок труда
    14. Разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период:
    1)экономические издержки 2)сальдо торгового баланса 3)цена товаров 4)уровень спроса
    15. Экспорт Дании в 2003 году был равен 150 120 млн долл. , а импорт 456 240 млн долл. Подсчитайте сальдо внешнеторгового баланса страны. Является ли оно положительным?

  • 2.1.Понятие и особенности рынка труда.

    2.2.Спрос и предложения на труд.

    2.3.Инфраструктура рынка труда.

    2.4.Сегментация рынка труда.

    Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложение труда, то есть, с куплей-продажей; это также экономический простор – сфера трудоотношений, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы труда; это механизм, который обеспечивает согласование цены и условий труда между работодателями и наёмными работниками и регулирует его спрос и предложение.

    Основными составляющими частями рынка труда являются:

    Совокупное предложение (Пр), включающее в себя всё экономически активное население;

    Совокупный спрос (П), обусловленный общей потребностью экономики в наёмной рабочей силе.

    Совокупное предложение и совокупный спрос составляют совокупный рынок труда.

    Меньшая часть совокупного рынка труда по причине природного механического и экономического движения рабочей силы и рабочих мест остается свободной и требует удовлетворения спроса и предложения путем сведения лиц, находящихся в поисках работы с вакантными рабочими местами. Эта часть совокупного рынка труда называется поточным рынком.

    Поточное предложение (ППр) на рынке труда состоит из основных групп:

    Безработные, которые активно ищут работу и готовы к ней приступить;

    Работники, желающие изменить место работы;

    Лица, желающие подрабатывать в свободное от основной работы или учебы время.

    Совокупный спрос классифицируется как:

    Эффективный спрос, который выражается количеством экономически определенных мест;

    Поточный спрос, который выражается в потребности работников для заполнения вакантных рабочих мест на условиях основной деятельности, совместительства или для выполнения разовых работ.

    Конъюнктура – это соотношения спроса и предложения.

    Типы конъюнктуры рынка труда:

    1.Трудодефицитный тип, когда спрос превышает предложения.

    2.Трудоизмененный тип, когда предложение превышает спрос.

    3.Равномерный тип, когда спрос соответствует предложению, что в принципе является теоретическим идеалом.

    Институционные структуры рынка труда.

    Система трудового законодательства, которая регламентирует условия найма, использования, оплаты труда, увольнение работников;

    Государственная служба занятости;

    Профсоюзы разного уровня, как представители интересов наемных работников и союзы работодателей, выражающие их интересы;

    Государственные программы в отраслях труда и занятости.

    Базовая модель рынка труда:

    Деятельность каждого человека и предприятия направлена на максимальное удовлетворение личных интересов. Для предприятий это прибыль, для работника – размер оплаты;

    На рынке труда продаются и покупаются качественно однородные передовые услуги, т.е. допускается, что работники имеют рабочую силу одинакового качества и рабочие места не отличаются друг от друга;

    Покупатели и продавцы трудовых услуг имеют исчерпывающую информацию о возможных альтернативах, т.е. имеют возможность выбрать оптимальный для себя вариант;

    Продуктивность труда является абсолютной величиной и не зависит от длительности рабочего времени и других факторов;

    Затраты предприятия на рабочую силу не имеют иных составных, кроме оплаты труда в соответствии с отработанным временем;

    Базовая модель рынка труда предусматривает конкуренцию на нем, основным условием, которой является большое количество независимых друг от друга, конкурирующих между собой покупателей и продавцов.

    В базовой модели рынка зависимость спроса и предложения от цены труда выражаются в следующих эффектах:

    Эффект масштаба. При увеличении ставок оплаты труда, уменьшается спрос на труд, и наоборот.

    Эффект замещения. Отображает уменьшение спроса на труд в случае его подорожания в результате замены более дорогого фактора производства (труд) относительно дешевым фактором (капиталом).

    Эффект дохода. Возникает, когда деньги, заработанные за 1час труда, менее полезны для человека, чем 1 час свободного времени.

    Эффект замены. Размер оплаты труда в значительной мере влияет на решение людей участия в наёмном труде.

    2.3. Инфраструктура рынка труда

    Инфраструктура рынка труда включает государственные и негосударственные учреждения занятости, кадровые службы предприятий и фирм, гражданские организации и формы, нормативно-правовое поле, которые обеспечивают взаимодействие между спросом и предложением труда.

    Основной функцией инфраструктуры рынка труда является регулирование отношений между работодателями и работниками по поводу оплаты труда, его условий, решений социально-трудовых конфликтов.

    Элементы инфраструктуры рынка:

    1.Комплекс регулирования и гарантирования занятости.

    2.Комплекс регулирования заработной платы.

    3. Комплекс регулирования компенсаций в связи с утратой или переменой работы, а также при переподготовке.

    4.Пенсионная система.

    5. Комплекс регулирования условий труда.

    6.Служба занятости.

    7.Система профессиональной подготовки и переобучения.

    8.Профсоюзы.

    9.Объединения работодателей, выражающие их интересы.

    10.Кадровые службы предприятий и фирм.

    2.4.Сегментация рынка труда.

    Сегментация рынка труда – это раздел рабочих мест и работников по объединяющим признакам на относительно стойкие и замкнутые сектора, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Исследования сегментации рынка труда привело к возникновению теорем двойственности данного рынка, согласно которой он разделяется на две части:

    Первичный рынок труда – та его часть, которая объединяет «престижные» работы, которые характеризуются стабильностью, занятостью и надежностью положения работника, высоким уровнем оплаты труда, возможностью профессионального роста, использованием прогрессивных технологий, что требует высокой квалификации от работников.

    Вторичный рынок труда – та его часть, которая объединяет «непрестижные» работы и характеризуется прямо противоположными чертами: высокая текучесть кадров и нестабильная занятость, негарантированная и невысокая оплата труда, бесперспективность служебного положения, примитивные трудоемкие технологии.

    Цель урока : сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей

    Задачи урока :

    обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, прожиточный минимум, безработица, её причины и виды;

    развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

    воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экономика 10 класс

    Тема: Рынок труда. Безработица

    Цель урока : сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, познакомить учащихся с понятиями «рынок труда», и его категории, формами вознаграждения, разъяснить сущность такого явления как «безработица» и его влияния на жизнь и поведение людей

    Задачи урока :

    обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, прожиточный минимум, безработица, её причины и виды;

    развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

    воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе

    Оборудование : раздаточный материал, мультимедиа презентация

    Тип урока : комбинированный

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний

    3. Изучение нового материала

    4. Закрепление изученного

    5. Подведение итогов урока

    План урока

    1. Рынок труда: механизм функционирования
    2. Причины и виды безработицы
    3. Здоровый образ жизни, как фактор конкурентноспособности на рынке труда

    Вступительное слово . Мы продолжаем изучение темы «Человек и экономика». На предыдущих уроках речь шла о таких понятиях как: рынок, рыночная структура, конкуренция, монополия, факторы производства.

    Давайте вспомним . Что такое рынок? Какие вы знаете виды рынков? Беседа

    Каковы законы функционирования рынка?

    Что такое факторы производства?

    Труд один из важнейших факторов производства, Рынок труда является составной частью структуры рыночной экономики, одним из главных его элементов. Благодаря ему большинство людей получают доходы, продавая свои способности, навыки и опыт в форме услуг.

    Объявляется тема урока, цель и задачи

    Что же такое рынок труда? Работа с текстом учебника с. 104

    Определение

    Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.

    Участники рынка труда – ЭТО КТО?

    На рынке труда получает оценку стоимость различных по виду и сложности исполнения услуги труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости. В качестве основных рычагов на рынке труда выступают: конкуренция в спросе и предложении, цена труда.

    Как формируются и взаимодействуют основные механизмы – спрос, предложение, рыночная (равновесная) цена? Работа с текстом учебника с. 105, беседа, схема на доске

    Как вы думаете, какой фактор является определяющим в спросе, предложении, цене на рынке труда?

    Ставка заработной платы

    Равновесие на рынке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продавать услуги своего труда, соответствуют ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда (идеальная ситуация)

    Каковы особенности рынка труда? Беседа

    Товар очень неоднороден – разные специальности и разные местности

    Ставка зарплаты менее подвижна, чем цены на другие товары

    Наниматель имеет власть над нанятым работником (начальник - подчинённый)

    Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, - это минимальный размер заработной платы. Он определяется прожиточным минимумом - уровнем дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей (слайд № )

    2. Важнейшая функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения.

    Что такое занятость? Работа с учебником с. 107, определение, запись в тетради

    Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая, как правило, доход.

    Из истории вопроса. Вспомните, как впервые и последующие годы советской власти был поставлен вопрос о занятости? Беседа

    - « военный коммунизм » - всеобщая трудовая повинность

    Лозунг «Кто не работает, тот не ест»

    - Конституция СССР - ст. 14, обязательность труда

    Тунеядство – статья уголовного кодекса

    Лозунг « От каждого по способностям, каждому – по труду»

    Переход к рыночным отношениям, появление рынка труда, частного предпринимательства означали отказ государства от монопольного права на использование труда.

    Конституция РФ (ст. 37) – труд свободен, главное условие развития рыночных отношений в сфере занятости, которая приобретает добровольный характер, а человек экономическую свободу. Однако занятость стала определяться законами рынка. Это привело к такому явлению как безработица .

    Что такое безработица? Учебник с. 108, определение, запись в тетради

    Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины

    Как вы думаете какие? Беседа, записи в тетради

    Ликвидация фирмы, спад производства, перемена места жительства, низкий уровень оплаты труда, изменение спроса на труд в отдельных отраслях, внедрение достижений НТР и др.

    Задание классу : 1. Можно ли считать домохозяйку Ирину, ухаживающую за двумя детьми и находящуюся на иждивении у мужа, безработной (Нет. Хотя она и не имеет работы, но и не хочет её найти)

    Американские экономисты В. Нордхауз и П. Самуэльсон различают несколько видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую (Слайд № )

    Задание классу . Работа в группах, проработка теоретического материала с. 109-110

    Ваша задача дать определение вида безработицы. На работу 3 минуты. По окончании – задание: описание экономической ситуации. Вы должны определить вид безработицы и доказать это. (Приложение 1 )

    1. Через несколько месяцев вы заканчиваете школу, и перед вами встанет вопрос « ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?» В условиях нестабильного экономического развития России, некоторые из вас, к сожалению, пополнят ряды безработных.

    Как вы думаете, можно ли предсказать, кто из людей обречён на неудачу, а кто на успех? Или успех равно доступен каждому? Беседа

    Сегодня психологи всё больше склоняются к тому, что фортуна не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определённым набором черт характера, ведёт здоровый образ жизни и способен адаптироваться к различным ситуациям. По утверждению немецкого философа Ф. Ницше « Быть занятыми люди хотят еще больше, чем быть счастливыми» . Действительно, в условиях безработицы и обостряющейся конкуренции на рынке труда нужно убедить работодателя, что именно вы тот специалист, который украсит его фирму, поможет её процветанию. Советы деловых людей, рекомендации психологов, проигрывание ситуаций, станут для вас полезными для поиска и устройства на работу.

    «Визит деловой дамы» Ролевая игра : участники – «работодатель», «деловая дама». Обсуждение. (на столах участников Памятки)

    1. Как вы думаете, есть ли шанс у данного соискателя получить работу?

    2. Какие ошибки, по вашему мнению, были допущены соискателем? Ответить на этот вопрос вам поможет Памятка.

    3. Рассмотрим ситуацию. Два молодых человека устраиваются на престижную работу. Место одно. Управляющий беседовал с каждым с глазу на глаз. Оба показали, что хорошо знают своё дело. «Парни что надо», - подумал управляющий. Правда, один из них отличался безукоризненными манерами поведения. Он сдержанно улыбался, аккуратно и непринуждённо пил кофе, предложенный секретаршей, а на прощание галантно раскланялся. Видно было, что человек очень старался произвести выгодное впечатление. А другой, показался умным, грамотным, но не очень ловким в общении человеком. Его манеры нельзя было назвать безупречными. Он не только не сумел быть галантным, но, прощаясь, сделал неловкое движение и опрокинул остатки кофе себе на брюки.

    Как вы думаете, кого управляющий возьмёт на работу? Почему?

    Итак, нетрудно догадаться, что нужно быть соответственно одетым, прийти вовремя, правильно держаться и уметь вести беседу, вовремя проститься, оставив о себе приятное впечатление. Но кроме этих условий есть и другие, которые хорошо бы знать. (Слайды № )

    Подведём итог нашей работы. Обратимся к тексту учебника с. 112 практическим выводам

    Домашнее задание: п. 9 с. 103-109, зад. 7 (письменно)


    Темы планов по разделу «Экономика»

    1. 1. Экономика и ее роль в жизни общества.

    2. 2. Основные экономические системы.

    3. 3. Роль государства в рыночной экономике.

    4. 4. Налоги и их роль в экономической жизни общества.

    5. 5. Банки и банковская система .

    6. 6. Роль фирмы в рыночной экономике.

    7. 7. Факторы производства и факторные доходы.

    8. 8. Экономическая свобода и социальная ответственность.

    9. 9. Разделение труда и специализация.

    10. 10. Экономический цикл и экономический рост.

    11. 11. Измерители экономической деятельности.

    12. 12. Рынок и рыночный механизм.

    13. 13. Экономическое содержание собственности.

    14. 14. Спрос и предложение в рыночной экономике.

    15. 15. Рынок труда и безработица.

    16. 16. Государственный бюджет и государственный долг.

    17. 17. Деньги и их функции.

    18. 18. Инфляция и ее опасность для экономики.

    19. 19. Плановая экономика и ее особенности.

    20. 20. Монополизм и его последствия.

    21. 21. Кредиты и кредитная политика

    22. 22. Место информации в современной экономике.

    23. 23. Торговля и обмен.

    24. 24. Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя.

    С8.5.1.

    «Экономика и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие об экономике. / Экономическая сфера – сфера, обеспечивающая материальное благосостояние общества.

    2) Смыслы понятия «экономика»:

    а) наука;

    б) хозяйство.

    3) Основные группы экономических отношений:

    а) производство благ;

    б) распределение благ;

    в) обмен благами;

    г) потребление благ.

    4) Уровни организации экономической деятельности:

    а) экономика домашнего хозяйства;

    б) экономика локальных рынков и фирм;

    в) национальное хозяйство;

    г) мировая экономика.

    5) Основные вопросы экономики:

    а) что производить?

    б) как производить?

    в) для кого производить?

    6) Сущность и проблемы экономического выбора: альтернативная стоимость.

    7) Специфика экономического развития в современном мире.

    С8.5.2.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные экономические системы» .

    1) Понятие об экономических системах. / Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.

    2) Функции экономических систем:

    а) удовлетворение материальных потребностей общества;

    б) рациональное потребление ограниченных благ;

    в) определение способа и характера производства и распределения благ.

    3) Типы экономических систем:

    а) традиционная экономика;

    б) рыночная экономика;

    в) командная (плановая) экономика;

    г) смешанная экономика (социально регулируемое рыночное хозяйство).

    4) Основные различия между экономическими системами:

    а) роль государства в экономике;

    б) доминирующие формы собственности;

    в) механизмы регулирования хозяйственной деятельности;

    г) характер распределительных отношений;

    д) характер отношений между производством и потреблением.

    5) Специфика современного социально ориентированного рыночного хозяйства.

    С8.5.3.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в рыночной экономике» .

    1) Государство как субъект хозяйственной деятельности. / Государство – участник социально регулируемого рыночного хозяйства.

    2) Причины усиления роли государства в экономике:

    а) расширение масштабов экономики;

    б) усложнение характера экономической деятельности;

    в) увеличение числа хозяйствующих субъектов;

    г) несостоятельность рыночных механизмов в решении ряда экономических проблем.

    3) Механизмы государственного регулирования экономики:

    а) прямые (государственное планирование и прогнозирование, государственная собственность, государственные заказы и субсидии);

    б) косвенные (кредитно-денежные, налоговые, бюджетно-финансовые).

    4) Функции государственного регулирования:

    а) производство общественных благ;

    б) борьба с монополизмом, защита свободной конкуренции;

    в) создание правовой основы рыночной экономики, гарантирование прав собственников;

    г) макроэкономическое регулирование, структурная политика;

    д) регулирование рынка труда, участие в социальном партнерстве;

    е) поддержание стабильного курса национальной валюты.

    5) Специфика государственного регулирования в периоды спада мировой экономики..

    С8.5.4.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

    1) Сущность налогов. / Налоги – основной источник доходов государственного бюджета.

    2) Основные виды налогов:

    а) прямые налоги;

    б) косвенные налоги.

    3) Структура налогооблагаемой базы:

    а) налоги с физических лиц;

    б) налоги с юридических лиц.

    4) Функции налогов:

    а) социальная;

    б) стимулирующая;

    в) фискальная;

    г) регулирующая.

    5) Тенденции развития налоговой системы в современной России.

    С8.5.5.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Банки и банковская система»

    1) Понятие о банках и банковской системе.

    2) Основные задачи банков:

    а) аккумулирование свободных финансовых средств;

    б) инвестирование финансовых средств в перспективные экономические проекты.

    3) Структура банковской системы:

    а) Центральный банк;

    б) Коммерческие банки.

    4) Основные виды банковских операций:

    а) активные;

    б) пассивные;

    в) кредитно-посреднические.

    5) Работа банков с клиентами:

    а) прием вкладов и кредитование физических лиц;

    б) размещение средств и кредитование юридических лиц.

    6) Роль банковских инвестиций в развитии реального сектора экономики.

    7) Банки в мировой финансовой системе.

    8) Развитие банковской системы в современной российской экономике.

    С8.5.6.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль фирмы в рыночной экономике» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Фирма (предприятие) – первичное звено рыночной системы хозяйства. / Понятие о фирме (предприятии).

    2) Признаки фирмы:

    а) наличие имущества;

    б) юридический адрес;

    в) коллектив работников;

    г) участие в хозяйственной деятельности.

    3) Экономические цели деятельности фирмы:

    а) максимизация прибыли;

    б) минимизация затрат.

    4) Основные виды фирм (предприятий):

    а) хозяйственные товарищества (полное, коммандитное);

    б) хозяйственные общества (с ограниченной ответственность, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество);

    в) производственные кооперативы;

    г) индивидуальные предприятия;

    д) унитарные предприятия.

    5) Производство товаров и услуг – главная функция фирм.:

    6) Роль фирм в формировании спроса и предложения; равновесной цены.

    7) Деятельность фирм в условиях рыночной конкуренции.

    С8.5.7.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Факторы производства и факторные доходы»

    1) Факторы производства – ресурсы, непосредственно вовлеченные в производственный процесс.

    2) Основные факторы производства:

    а) земля (земли сельскохозяйственного назначения, земли под предприятиями, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы);

    б) труд (умения, квалификация работников);

    в) капитал (здания, сооружения, станки, оборудование, финансы на счетах предприятия, продукция на складах и пр.);

    г) предпринимательская активность (соединение в процессе производства остальных факторов).

    3) Важнейшие факторные доходы:

    а) рента;

    б) заработная плата;

    в) процент;

    г) прибыль.

    4) Информация – новый фактор производства в современной экономике.

    5) Изменение роли и значения факторов производства в современной экономике./ Главенствующая роль человеческого фактора в современной экономике.

    С8.5.8.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономическая свобода и социальная ответственность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Экономическая свобода – фундамент функционирования рыночной экономики.

    2) Проявления экономической свободы:

    а) свобода производителя (самостоятельно принимает решения что и как производить);

    б) свобода потребителя (самостоятельно принимает решения что и как потреблять).

    3) Социальная ответственность производителя:

    а) не производить в ущерб обществу (с нарушением законов, традиций, морали);

    б) не нарушать принципы честной конкуренции;

    в) не производить в ущерб природе (соблюдать экологическое законодательство).

    4) Социальная ответственность потребителя:

    а) не потреблять сверх необходимого;

    б) не потреблять в ущерб обществу, принятым правилам и нормам;

    в) не потреблять в ущерб природе.

    5) Неразрывная связь экономической свободы и социальной ответственности – условие развития современной системы хозяйствования.

    С8.5.9.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Разделение труда и специализация». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности.

    2) Этапы общественного разделения труда:

    а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства;

    б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства;

    в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел;

    г) выделение финансов и банковского дела;

    д) выделение управления, менеджмента.

    3) Уровни общественного разделения труда:

    а) международное;

    б) межрегиональное;

    в) межотраслевое;

    г) между фирмами;

    д) внутри фирмы.

    4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда.

    С8.5.10.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономический цикл и экономический рост». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики.

    2) Основные фазы экономического цикла:

    а) экономический спад (кризис);

    б) экономическое сжатие (рецессия);

    в) оживление в ряде отраслей хозяйства;

    г) экономический подъем.

    3) Причины циклического развития экономики:

    а) внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты);

    б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса).

    4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом.

    5) Пути экономического роста:

    а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.);

    б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии).

    6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.

    С8.5.11.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности.

    2) Функции макроэкономических показателей:

    а) измерение объема производства в конкретный момент времени;

    б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики;

    в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития;

    г) разработка государственной экономической политики.

    3) Основные макроэкономические показатели:

    а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период);

    б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени);

    в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));

    г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике;

    д) объем инвестиций в национальную экономику;

    е) объем национального экспорта и импорта и др.

    4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.

    С8.5.12.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок и рыночный механизм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности.

    2) Признаки рыночной экономики:

    а) экономическая свобода производителя и потребителя;

    б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения;

    в) действие механизма свободной конкуренции;

    г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.

    3) Участники рынка:

    а) производитель (формирует предложение товаров и услуг);

    б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги).

    4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены.

    5) Основные функции рынка:

    а) посредническая (соединение спроса и предложения);

    б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);

    в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);

    г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству);

    д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).

    6) Виды рынков:

    а) рынок земли и природных ресурсов;

    б) рынок потребительских товаров и услуг;

    в) рынок сырья и материалов;

    г) рынок капиталов (кредитный и фондовый);

    д) рынок труда;

    е) рынок информации и инноваций;

    ж) рынок валютный.

    7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.

    С8.5.13.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономическое содержание собственности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей.

    2) Единство юридического и экономического содержания собственности.

    3) Субъекты собственности:

    а) человек, семья;

    б) трудовой коллектив;

    в) социальная группа;

    г) государство.

    4) Важнейшие объекты собственности:

    а) земля, земельные участки, угодья;

    б) деньги, валюта, ценные бумаги;

    в) природные ресурсы;

    г) рабочая сила;

    д) здания, сооружения, недвижимость;

    е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы.

    5) Основные права собственника:

    а) владение (фактическое обладание имуществом);

    б) пользование (извлечение полезных свойств имущества);

    в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества).

    6) Основные формы собственности в РФ:

    а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц);

    б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ);

    в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная);

    г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).

    7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.

    С8.5.14.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Спрос и предложение в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении.

    2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке.

    3) Факторы формирования спроса:

    а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);

    б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).

    4) Факторы формирования предложения:

    а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);

    б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).

    5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.

    С8.5.15.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда и безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу.

    2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы.

    3) Участники рынка рабочей силы:

    а) работник (определяет предложение на рынке);

    б) работодатель (определяет спрос на рынке).

    4) Заработная плата – цена труда.

    5) Безработица – характерный признак рынка труда.

    6) Основные формы безработицы:

    а) фрикционная;

    б) циклическая;

    в) структурная;

    г) сезонная;

    д) застойная.

    7) Специфика современного рынка труда:

    а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос;

    б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы;

    в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции;

    г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране;

    д) развитие и совершенствование трудового законодательства.

    8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.

    С8.5.16.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государственный бюджет и государственный долг». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени.

    2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:

    а) разработка правительством;

    б) утверждение Федеральным собранием;

    в) исполнение правительством.

    3) Части государственного бюджета:

    а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);

    б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).

    4) Варианты реализации бюджетной политики:

    а) сбалансированный бюджет;

    б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);

    в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).

    5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

    а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;

    б) фаза экономического цикла;

    в) текущая политика правительства.

    5) Государственный долг и его обслуживание.

    6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.

    7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.

    С8.5.17.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деньги и их функции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.

    2) Основные функции денег:

    а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);

    б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);

    в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);

    г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).

    3) Структура денежной массы в современной экономике:

    а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);

    б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).

    4) Формы движения денег в современной экономике:

    а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;

    б) движение в качестве заемных средств или кредитов;

    в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

    4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.

    С8.5.18.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция и ее опасность для экономики». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.

    2) Основные источники появления инфляции:

    а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

    б) увеличение цен на сырье и энергоносители;

    в) увеличение налогов на производителя.

    3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

    4) Основные виды инфляции:

    а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

    б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

    5) Последствия инфляции для экономики:

    а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

    б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;

    в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;

    г) снижение инвестиций;

    д) потеря деньгами своей ценности.

    6) Меры преодоления инфляции:

    а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

    б) сокращение бюджетных расходов;

    в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

    7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.

    С8.5.19.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Плановая экономика и ее особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.

    2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.

    3) Признаки планового хозяйства:

    а) господство государственной формы собственности;

    б) доминирование производителя над потребителем;

    в) директивные цены на товары и услуги;

    г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;

    д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

    4) Преимущества планового хозяйства:

    а) стабильность экономического развития;

    б) высокий уровень занятости;

    в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

    г) поддержка убыточных производств.

    5) Основные недостатки планового хозяйства:

    а) дефицит потребительских товаров и услуг;

    б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

    в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

    6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

    С8.5.20.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Монополизм и его последствия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Монополизм – враг свободной конкуренции.

    2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):

    а) наличие на рынке одного продавца;

    б) формирование монопольно высокой цены;

    в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;

    г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.

    3) Меры государственной антимонопольной политики:

    а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;

    б) принятие антимонопольных законов;

    в) применение экономических санкций к монополистам;

    г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.

    4) Монополия и олигополия – сходство и различие.

    5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.

    С8.5.21.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Кредиты и кредитная политика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.

    2) Основные функции кредита:

    а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;

    б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);

    в) сокращение издержек обращения;

    г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.

    3) Принципы кредитования:

    а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

    б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

    в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);

    г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).

    4) Основные формы кредита:

    а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

    б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

    в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).

    5) Роль кредита в развитии современной экономики.

    С8.5.22.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Место информации в современной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.

    2) Основные свойства информации как общественного блага:

    а) возможность одновременного наличия у множества людей;

    б) неуничтожимость при передаче и использовании;

    в) сложность деления на отдельные части.

    3) Стадии формирования информационной экономики:

    а) проникновение информационных технологий в производство;

    б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

    в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

    г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.

    4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).

    5) Ограниченность использования информации во времени.

    6) Основные виды информации:

    а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);

    б) по характеру (техническая, социальная).

    7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.

    С8.5.23.

    «Торговля и обмен ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.

    2) Основные звенья торговли:

    а) оптовая торговля;

    б) розничная торговля.

    3) Функции торговли:

    а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
    б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
    в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
    г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

    д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

    4) Основные виды розничной торговли:

    а) независимые розничные торговцы;

    б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);

    в) специализированные магазины;

    г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;

    д) розничные торговые сети (ритейл);

    е) склады-магазины;

    ж) электронные магазины.

    5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.

    С8.5.24.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.

    2) Цели потребителя:

    а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;

    б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.

    3) Основные источники доходов потребителя:

    а) заработная плата;

    б) доходы от размещения средств в банках;

    в) доходы в форме дивиденда от акций;

    г) пособия, пенсии, стипендии;

    д) доход от предпринимательской и иной деятельности;

    е) доходы, получаемые от собственности.

    4) Основные права потребителя:

    а) право на получение достоверное информации о товаре;

    б) право на безопасное использование товара;

    в) право на защиту потребительских прав.

    5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.