Формирование учетной политики для целей налогообложения организации. Учетная политика для целей налогообложения

23.06.2022 Btl

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержатся следующие требования:

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,

закрепляемый в учетной

политике

Порядок изменения учетной

политики

Норма НК РФ

Метод начисления

амортизации по объектам

амортизируемого

имущества

Налогоплательщик вправе перейти

с нелинейного метода на линейный

метод начисления амортизации

не чаще одного раза в пять лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и на

изготовленную в текущем

месяце продукцию

(выполненные работы,

оказанные услуги)

Порядок распределения прямых

расходов (формирования стоимости

незавершенного производства),

подлежит применению в течение

не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования

стоимости приобретения

Порядок формирования стоимости

приобретения товаров,

закрепленный в учетной политике,

применяется в течение не менее

двух налоговых периодов

Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

- первичные учетные документы , включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

- расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.

3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

Элемент учетной

политики

Варианты, допускаемые

законодательством

Норма НК РФ

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и не

облагаемых НДС

операций

1. Если доля совокупных расходов

на производство товаров (работ,

услуг), операции по реализации

которых не подлежат

налогообложению, не превышает 5%

общей величины совокупных

расходов на производство,

организация весь "входной" НДС

ставит к вычету.

2. Организация ведет раздельный

учет НДС, независимо от доли

расходов на не облагаемые НДС

операции в общей сумме расходов

Пункт 4 ст. 170

Учет "входного" НДС

банками, страховыми

организациями и

негосударственными

пенсионными фондами

1. Суммы "входного" НДС,

уплаченные поставщикам,

включаются в затраты, принимаемые

к вычету при исчислении налога

на прибыль. При этом вся сумма

налога, полученная по операциям,

подлежащим налогообложению,

подлежит уплате в бюджет.

2. "Входной" НДС учитывается

в общем порядке с соблюдением

правил раздельного учета

Пункт 5 ст. 170

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

Признание доходов

от сдачи имущества

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 4 ст. 250

Признание доходов

от предоставления

в пользование

результатов

интеллектуальной

деятельности

1. В составе внереализационных

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 5 ст. 250

Метод оценки сырья

и материалов

при списании

1. По стоимости единицы запасов.

2. По средней стоимости.

3. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

4. По стоимости последних

по времени приобретений (ЛИФО)

Пункт 8 ст. 254

Применение

амортизационной

1. Организация применяет

амортизационную премию. В этом

случае в учетной политике

необходимо закрепить размер

амортизационной премии и критерии

ее применения.

2. Организация не применяет

амортизационную премию

Пункт 9 ст. 258

Метод начисления

амортизации

1. Линейный метод.

2. Нелинейный метод

Пункт 1 ст. 259

Порядок учета

электронно-

вычислительной

организациями,

осуществляющими

деятельность

в области

информационных

технологий

1. Расходы на приобретение

электронно-вычислительной техники

признаются материальными

расходами в полной сумме в момент

ввода ее в эксплуатацию.

2. Электронно-вычислительная

техника учитывается по общим

правилам в составе основных

средств либо материальных

расходов (в зависимости

от стоимости)

Пункт 6 ст. 259

Применение

к основной норме

амортизации

повышающих

коэффициентов

1. В учетной политике отражается

решение о применении повышающих

коэффициентов и отражается их

2. Повышающие коэффициенты

не применяются

Пункты 1, 2

Применение

пониженных норм

амортизации

1. Пониженные нормы амортизации

применяются. Устанавливаются

перечень объектов и пониженные

2. Пониженные нормы амортизации

не применяются

Создание резервов

под предстоящие

ремонты основных

1. Резервы создаются. В учетной

политике закрепляются нормативы

отчислений в резервы.

2. Резервы не создаются. Расходы

на ремонт признаются прочими

расходами того периода, в котором

они были осуществлены, в сумме

фактических затрат

Статьи 260, 324

Учет расходов

на приобретение

прав на земельные

участки, а также

расходов

на приобретение

права на заключение

договора аренды

земельных участков

1. Расходы признаются расходами

равномерно в течение срока,

определенного в учетной политике

(не менее пяти лет).

2. Расходы признаются расходами

отчетного (налогового) периода

в размере, не превышающем 30%

налоговой базы предыдущего

налогового периода, до полного

признания всей суммы указанных

расходов

Подпункт 1 п. 3

Создание резерва

по сомнительным

1. Резерв по сомнительным долгам

создается.

2. Резерв по сомнительным долгам

не создается

Статья 266

по гарантийному

ремонту и

гарантийному

обслуживанию

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267

Резерв предстоящих

расходов,

направляемых

обеспечивающие

социальную защиту

инвалидов

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267.1

Метод оценки

покупных товаров

при их списании

приобретения (ФИФО).

2. По стоимости последних

по времени приобретения (ЛИФО).

3. По средней стоимости.

4. По стоимости единицы товара

Подпункт 3 п. 1

Порядок определения

предельной суммы

процентов

по долговым

обязательствам

1. Расчет осуществляется

на основе определения среднего

уровня процентов по сопоставимым

долговым обязательствам.

критерии сопоставимости долговых

обязательств.

2. Расчет осуществляется исходя

из ставки рефинансирования Банка

Пункт 1 ст. 269

Порядок признания

доходов и расходов

1. Метод начисления.

2. Кассовый метод

Статьи 271, 273

Методы списания

ценных бумаг при их

реализации и ином

1. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

2. По стоимости единицы

Пункт 9 ст. 280

Порядок закрытия

короткой позиции

В случае если в течение одного

дня одновременно осуществлялись

сделки по приобретению и

реализации (выбытию) ценных

бумаг, закрытие короткой позиции

происходит по итогам этого дня

только в случае превышения

количества приобретенных ценных

бумаг над количеством

реализованных ценных бумаг.

Налогоплательщик вправе

в принятой им учетной политике

в целях налогообложения

предусмотреть закрытие короткой

позиции в течение одного дня

с учетом последовательности

сделок по приобретению и

реализации (выбытию) ценных бумаг

Пункт 9 ст. 282

Порядок исчисления

ежемесячного

авансового платежа

по налогу

на прибыль

1. Исчисление и уплата

производятся исходя из фактически

полученной прибыли.

2. Исчисление и уплата

ежемесячных авансовых платежей

производятся в размере одной

трети фактически уплаченного

авансового платежа за предыдущий

Пункт 2 ст. 286

Показатель,

используемый

в целях исчисления

доли прибыли,

приходящейся

на обособленные

подразделения

1. Сумма расходов на оплату

2. Среднесписочная численность

работников.

3. Показатель удельного веса

расходов на оплату труда. Этот

вариант может применяться

организациями с сезонным циклом

работы по согласованию

с налоговым органом

Пункт 2 ст. 288

Порядок уплаты

налога в бюджет

субъекта РФ

при наличии

нескольких

обособленных

подразделений

на территории этого

субъекта РФ

1. Прибыль распределяется по всем

подразделениям, которые

уплачивают налог самостоятельно.

2. Определяется доля прибыли,

приходящаяся на все обособленные

подразделения, и налог

уплачивается через одно

(ответственное) подразделение

Пункт 2 ст. 288

на формирование

резервов банков

1. Резерв на возможные потери

по ссудам создается.

2. Резерв на возможные потери

по ссудам не создается

Статья 292

Создание резервов

под обесценение

ценных бумаг (для

профессиональных

участников рынка

ценных бумаг)

1. Резервы создаются.

2. Резервы не создаются

Статья 300

Учет прямых

расходов

при оказании услуг

1. Прямые расходы распределяются

на остатки незавершенного

производства.

2. Прямые расходы отчетного

(налогового) периода относятся

в полном объеме на уменьшение

доходов данного отчетного

(налогового) периода

без распределения на остатки

незавершенного производства

Пункт 2 ст. 318

формирования

стоимости

приобретения

1. Стоимость приобретения товаров

определяется по цене,

установленной договором.

2. Стоимость приобретения товаров

определяется с учетом расходов,

связанных с приобретением этих

товаров. Выбранный порядок

применяется организацией

в течение не менее двух налоговых

периодов

Статья 320

Создание резерва

предстоящих

расходов на оплату

отпусков

предельная сумма отчислений и

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Создание резерва

на выплату

ежегодного

вознаграждения

за выслугу лет и

по итогам работы

1. Резерв создается. Определяются

предельная сумма отчислений и

ежемесячный процент отчислений

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Порядок учета

расходов

на приобретение

лицензий на право

пользования недрами

1. Стоимость лицензии учитывается

в составе нематериальных активов.

2. Стоимость лицензии учитывается

в составе прочих расходов

в течение двух лет

Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной

политики

Требования к способу

Норма НК РФ

Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения

раздельного учета

при реализации

товаров (работ,

облагаемых НДС

по ставке 0%

устанавливает в учетной политике

порядок определения суммы налога,

относящейся к товарам (работам,

услугам), имущественным правам,

приобретенным для производства и (или)

реализации товаров (работ, услуг),

операции по реализации которых

облагаются по ставке 0%

Пункт 10 ст. 165

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и

не облагаемых НДС

операций

Если налогоплательщиком осуществляются

операции, подлежащие налогообложению,

и операции, не подлежащие

налогообложению (освобождаемые

от налогообложения), он обязан вести

раздельный учет таких операций.

Порядок раздельного учета определяется

в учетной политике

Пункт 4 ст. 149

Налогоплательщик обязан вести

раздельный учет сумм налога

по приобретенным товарам (работам,

услугам), в том числе основным

средствам и нематериальным активам,

имущественным правам, используемым для

осуществления как облагаемых налогом,

так и не подлежащих налогообложению

(освобожденных от налогообложения)

операций. Порядок раздельного учета

определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 170

Налог на прибыль организаций

Порядок учета

расходов

на освоение

природных

ресурсов,

относящихся

к нескольким

участкам

Закрепляется алгоритм расчета доли

расходов, приходящейся на каждый

участок недр

Пункт 2 ст. 261

определения

применимого

законодательства

для признания

ценных бумаг

обращающимися

на организованном

рынке ценных

В случаях невозможности однозначно

определить, на территории какого

государства заключались сделки

с ценными бумагами вне организованного

рынка ценных бумаг, включая сделки,

заключаемые посредством электронных

торговых систем, налогоплательщик

вправе самостоятельно в соответствии

с принятой им для целей

выбирать такое государство

в зависимости от места нахождения

продавца либо покупателя ценных бумаг

Пункт 3 ст. 280

формирования

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

обращающимися

на организованном

рынке Банка

России, и

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

не обращающимися

на организованном

рынке Банка

профессиональными

участниками рынка

осуществляющими

дилерскую

деятельность

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг (включая банки), не

осуществляющие дилерскую деятельность,

в учетной политике должны определить

порядок формирования налоговой базы

по операциям с ценными бумагами,

ценных бумаг, и налоговой базы

по операциям с ценными бумагами, не

обращающимися на организованном рынке

ценных бумаг. При этом

налогоплательщик самостоятельно

выбирает виды ценных бумаг

(обращающихся на организованном рынке

ценных бумаг или не обращающихся

на организованном рынке ценных бумаг),

по операциям с которыми

при формировании налоговой базы

в доходы и расходы включаются иные

доходы и расходы, определенные

в соответствии с гл. 25 НК РФ

Пункт 8 ст. 280

Порядок учета

ценных бумаг

по операциям РЕПО

Налогоплательщик самостоятельно

в соответствии с принятой им в целях

налогообложения учетной политикой

определяет порядок учета выбывающих

(возвращающихся) по операции РЕПО

ценных бумаг

Пункт 1 ст. 282

Критерии

отнесения сделок

операций

с финансовыми

инструментами

срочных сделок

В учетной политике определяются

критерии отнесения сделок,

предусматривающих поставку предмета

сделки (за исключением операций

с финансовыми инструментами срочных

Пункт 2 ст. 301

Порядок ведения

налогового учета

В учетной политике закрепляется

порядок ведения налогового учета

Статья 313

Система налоговых

регистров

Формы регистров налогового учета и

порядок отражения в них аналитических

данных налогового учета, данных

первичных учетных документов

разрабатываются налогоплательщиком

самостоятельно и устанавливаются

приложениями к учетной политике

Статья 314

Принципы и методы

распределения

по производствам

с длительным

В учетной политике закрепляются

принципы и методы, в соответствии

с которыми распределяется доход

от реализации по производствам

с длительным технологическим циклом

Статья 316

Определение

перечня прямых

расходов

перечень прямых расходов, связанных

с производством товаров (выполнением

работ, оказанием услуг)

Пункт 1 ст. 318

распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и

на изготовленную

в текущем месяце

продукцию

(выполненные

работы, оказанные

В учетной политике определяется

порядок распределения прямых расходов.

Разработанный порядок подлежит

применению в течение не менее двух

налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

распределения

прямых расходов

между видами

продукции (работ,

Механизм распределения определяется

организацией самостоятельно

с применением экономически

обоснованных показателей

Пункт 1 ст. 319

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов. налоговый учет политика налогообложение

Актуальность данной дипломной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной дипломной работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

Дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

Сравнить налоговые регистры предприятия со стандартами;

Проанализировать финансово-экономическую деятельность и налоговую нагрузку на предприятии.

Предметом исследования являются экономические отношение, возникающие в процессе налогового и бухгалтерского учета, анализа финансовых результатов предприятия.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли ОАО «ЕРП».

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1 Налоговый учет: цели, задачи, принципы

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, который формируется под действием экономических законов, под влиянием фискальной функции налоговой системы.

Налоговый учет позволяет корректировать доходы и расходы предприятия по сравнению с данными бухгалтерского учета в целях налогообложения прибыли. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации.

Цель налогового учета- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогом на прибыль хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Задачи налогового учета, в нем должна быть сформирована следующая информация:

О суммах доходов и расходов в текущем отчетном периоде;

О доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде;

О сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесения на расходы в следующих отчетных периодах;

О создаваемых резервах;

О сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета.

Данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

В главе 25 НК РФ нашли отражения следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;

принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;

принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);

принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

1.2 Структура учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для цели налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Общепринятый налоговый режим предполагает ведение налогового учета по многим налога, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 (14), для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II (1). В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II (1).

Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода, Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

В данном разделе рассмотрены основные требования, предъявляемые законодательством при организации и ведении налогового учета, а том числе при составлении учетной политики организации для целей налогового учета, при учете доходов и расходов и формировании налоговой базы.

Обращаем внимание бухгалтеров и руководителей предприятий на тот момент, что учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения - принципиально разные организационно-распорядительные документы не только по форме, но и по содержанию.

Структура учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

1.3 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.

Формы аналитических регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике. При этом аналитические регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном и денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. За правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета следят те, кто их составил и подписал. Если в регистре налогового учета обнаружатся ошибки, исправлять их вправе только ответственное за это лицо. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции путем двойной записи, как это принято в бухгалтерском учете. Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. На основании итогов отдельных регистров формируются сводные регистры по доходам, расходам, суммам начисленной амортизации и другим показателям.

Таким образом, из данных налогового учета должно быть ясно:

как определяют доходы и расходы фирмы;

как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;

какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;

каков размер задолженности перед бюджетом.

Предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам:

I. Регистры промежуточных расчетов - 16 форм;

II. Регистры состояния единицы налогового учета - 13 форм;

III. Регистры учета хозяйственных операций - 7 форм;

IV. Регистры формирования отчетных данных - 12 форм;

V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями - 3 формы.

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

I. Регистры промежуточных расчетов.

1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".

2. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".

3. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

Задолженность со сроком погашения более 45 дней, но менее 90

Задолженность со сроком погашения более 90 дней

Сумма дебиторской задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных

Выручка от реализации отчетного (налогового) периода

10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода

Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода

Неиспользованный остаток резерва сомнительных долгов предыдущего отчетного периода на отчетную дату

Разница, учитываемая в составе внереализационных расходов отчетного периода

Разница, учитываемая в составе внереализационных доходов отчетного периода

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

Дата формирования записи

Лицо, в пользу которого произведена выплата

Вид персонала

Фактическая сумма платежа (взноса) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности

Итого осуществленная сумма платежа (взноса) по виду страхования принимается в целях расчета налоговой базы

11. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

Дата проведения расчета

Общая сумма расходов на ремонт основных средств отчетного периода

Первоначальная стоимость амортизируемого имущества

Предельная сумма расходов на ремонт текущего периода исходя из 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств на отчетную дату

Сумма превышения величины расходов на ремонт над нормируемой

Коэффициент для определения суммы сверхнормативных расходов

Объект основных средств

Сумма расходов на ремонт за отчетный период

Сумма превышения расходов на ремонт над нормативом

Сумма расходов на ремонт текущего периода

Количество месяцев до конца начисления амортизации по ремонтируемому объекту (от даты начала учета суммы превышения в составе прочих расходов)

12. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

Дата формирования записей

Сумма расхода на оплату труда текущего периода

Вид персонала

Сумма платежа (взноса) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников в пределах установленных норм

Фактическая сумма платежа (взноса) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников

Сумма платежа (взноса) по добровольному личному страхованию, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов в пределах норм

Фактическая сумма платежа (взноса) по добровольному личному страхованию, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов

Фактическая сумма взноса по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности

Сумма платежа (взноса) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитываемого для целей налогообложения

Сумма платежа (взноса) по добровольному личному страхованию, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов

Сумма платежа (взноса) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности

Итого по страхованию

13. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

Дата формирования расходов

Объект основных средств

Амортизационная группа

Сумма расходов на ремонт текущего периода по объекту (по объектам амортизационных групп 1 - 3)

Общая сумма расходов на ремонт текущего периода по объектам 4 - 10 групп

Общая сумма расходов на ремонт текущего периода по всем объектам

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

Наименование объекта учета

Дата реализации объекта

Реквизиты договора

Гарантийный срок

Сумма выручки от реализации данного товара (работы) по данному договору

Способ начисления резерва

Специальный коэффициент

Сумма расходов, предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств

Сумма формируемого резерва по данному объекту

Коэффициент корректировки

Сумма формируемого резерва по окончании налогового периода с учетом корректировки

Общая сумма резерва в данном налоговом периоде

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

II. Регистры учета состояния единицы налогового учета.

1.Регистр информации об объекте нематериальных активов.

Дата приобретения

Наименование объекта нематериальных активов

Первоначальная стоимость

Срок полезного использования

Способ начисления амортизации

Применение понижающего коэффициента

Суммы начисленной амортизации

Количество месяцев полезного использования или срок окончания начисления амортизации

Базовая стоимость нематериального актива

Дата снятия объекта с учета

Основания снятия с учета

2.Регистр информации об объекте основных средств.

Наименование объекта

Дата приобретения

Первоначальная стоимость

Изменение первоначальной стоимости

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Способ начисления амортизации

Дата определения направления использования основного средства

Дата начала применения понижающего коэффициента

Величина понижающего коэффициента

Дата начала начисления амортизации

Суммы начисленной амортизации

Базовая стоимость основного средства

Срок списания базовой стоимости линейным методом

Количество месяцев полезного использования (начисления амортизации)

Признак прекращения начисления амортизации (движение основных средств без утраты на

них права собственности)

Дата начала прекращения начисления амортизации

Основание прекращения начисления амортизации

Количество месяцев перерыва в начислении амортизации

Дата окончания прекращения начисления амортизации

Основание окончания прекращения начисления амортизации

Дата снятия объекта с учета

Основания для снятия объекта с учета

3.Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Наименование показателя

Дата приобретения партии

Номер партии

Наименование единицы учета товаров

Дата списания

Наименование, дата и номер документа на списание

4.Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Дата приобретения партии

Номер партии

Наименование единицы учета сырья / материалов

Приход (в натуральных измерителях)

Приход (в стоимостных измерителях)

Цена единицы товара данной партии

Дата списания

Наименование, дата и номер документ на списание

Списание (в натуральных измерителях)

Списание (в стоимостных измерителях)

Остаток текущий (в натуральных измерителях)

Остаток текущий (в стоимостных измерителях)

5.Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

Наименование товара

Дата операции

Основание операции

Приход (в натуральных измерителях)

Приход (в стоимостных измерителях)

Списание (в натуральных измерителях)

Цена единицы списания

Списание (в стоимостных измерителях)

6.Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

Наименование сырья / материалов

Дата операции

Основание операции

Остаток на начало дня проведения операции (в натуральных измерителях)

Остаток на начало дня проведения операции (в стоимостных измерителях)

Приход (в натуральных измерителях)

Приход (в стоимостных измерителях)

Возвраты поставщикам (в натуральных показателях)

Возвраты поставщикам (в стоимостных показателях)

Списание (в натуральных измерителях)

Цена единицы списания

Списание (в стоимостных измерителях)

Остаток на конец дня проведения операции (в натуральных измерителях)

Остаток на конец дня проведения операции (в стоимостных измерителях)

7.Регистр учета расходов будущих периодов.

Дата операции

Вид расхода (убытка)

Наименование объекта

Срок, в течение которого расходы могут быть включены в состав прочих расходов

Сумма расходов в месяц, подлежащая включению в состав прочих расходов

Дата начала учета в составе прочих расходов / расходов на оплату труда

Количество месяцев фактического списания месячной суммы расходов в состав прочих расходов / расходов на оплату труда (на текущую дату)

8.Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

Объект учета

Дата операции

Наименование (вид) операции

Установленная дата погашения задолженности

Порядок расчетов

Сумма возникшей задолженности

Стоимость приобретения задолженности (в рамках финансовых услуг)

Обеспеченность задолженности залогом, поручительством, банковской гарантией

Дата погашения (списания)

Основание для списания

9.Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

10.Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

Объект учета

Дата операции

Наименование (вид) операции

Дата начала течения срока исковой давности

Порядок расчетов

Сумма возникшей задолженности

Сумма НДС по возникшей задолженности

Курсовая (суммовая) разница по возникшей задолженности

Сумма НДС по суммовой разнице

Дата погашения (или списания)

Основание для списания

Сумма погашенной (списанной) задолженности

Сумма НДС по погашенной (списанной) задолженности

Сумма непогашенной задолженности

Сумма НДС по непогашенной задолженности

11.Регистр учета расчетов с бюджетом.

Вид налога (сбора)

Дата начисления

Сумма налога (сбора)

Срок уплаты

Общая начисленная сумма налога (сбора)

Дата фактического перечисления

Перечисленная сумма налога (сбора)

Общая перечисленная сумма налога(сбора)

Сумма списанной (уменьшенной иным образом) задолженности перед бюджетом

Сумма недоимки (переплаты)

Общая сумма пени

12.Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

Наименование объекта учета

Реквизиты договора

Дата осуществления расходов

Вид операции

Гарантийный срок

Способ начисления резерва

Сумма расходов на данную операцию

Сумма резерва по данному объекту

Общая сумма произведенных расходов по данному объекту в течение предыдущих налоговых периодов

Общая сумма произведенных расходов по данному объекту в данном налоговом периоде

Вновь исчисленная сумма резерва расходов на гарантийный ремонт

Сумма, переносимая в Регистр учета прочих расходов

Сумма, переносимая в Регистр учета доходов текущего периода

13.Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

III. Регистры учета хозяйственных операций.

1.Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).

2.Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

3.Регистр учета поступлений денежных средств.

4.Регистр учета расхода денежных средств.

5.Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

6.Регистр учета расходов на оплату труда.

7.Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

IV. Регистры формирования отчетных данных.

1.Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".

Месяц, за который начисляется амортизация

Наименование объекта

Принадлежность к основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг)

Метод начисления амортизации

Применение специального коэффициента

Первоначальная (остаточная, базовая) стоимость объекта

Срок (полезный, оставшийся до истечения полезного срока использования), который применяется при расчете амортизации (в месяцах)

Сумма амортизации по объекту

Общая сумма амортизации

2.Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

3.Регистр учета прочих расходов текущего периода.

Дата операции

Вид расхода

Наименование объекта

Общая сумма расходов

4.Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".

5.Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

6.Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

Дата операции

Сумма прямых расходов, приходящаяся на остаток товара на складе на начало месяца

Сумма транспортных расходов текущего месяца

Остаток товаров на складе на начало месяца

Сумма товаров, приобретенных в текущем месяце

Сумма товаров, реализованных в текущем месяце

Остаток товаров на складе на конец месяца

Средний процент

Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе на конец месяца

Сумма прямых расходов, относящихся к расходам текущего месяца

7. Регистр учета внереализационных расходов.

8.Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).

9.Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

Дата уступки права требования

Сумма задолженности

Цена продажи

Дата погашения задолженности по договору

Убыток от уступки права требования

Убыток, принимаемый в уменьшение облагаемой базы текущего периода

Убыток, принимаемый в уменьшение облагаемой базы будущих периодов

Расчет суммы процентов в соответствии со статьей 269 НК РФ

Убыток от реализации права требования, учитываемый в составе расходов от реализации

10.Регистр учета доходов текущего периода.

налоговой нагрузки и налоговых платежей фирмы.

дипломная работа , добавлен 05.03.2015

Раскрытие сущности учетной политики для целей налогообложения. Формирование оптимальной учетной политики для налогообложения прибыли, моделирования критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

курсовая работа , добавлен 13.10.2011

Особенности налогообложения инвестиционной деятельности. Организационно-экономическая характеристика ООО ">

курсовая работа , добавлен 31.10.2014

  • Основы и методика ведения налогового учета на современном предприятии, цели и задачи данной системы. Структура учетной политики в целях налогообложения, форма ее построения. Определение налогооблагаемой базы и расчет НДС, налога на прибыль предприятия.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Теоретические основы учетной политики и налогового планирования, позволяющие снизить уровень налогового бремени. Значение учетной политики при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Льготное налогообложение в оффшорных зонах.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2014

    Формирование и значение учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Анализ налогов, уплачиваемых предприятием и расчет налоговой нагрузки на примере МУП ЖКХ "Южное", проблемы и перспективы оптимизации системы его налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Понятие учетной политики для целей налогообложения, требования, предъявляемые к ней, нормативно-правовое обоснование. Кассовый метод учета доходов и расходов. Роль налога на прибыль в бюджете РФ. Регистры налогового учета и требования к их оформлению.

    шпаргалка , добавлен 22.01.2015

    Ставка налога и методы налогообложения. Плательщики акцизов и перечень подакцизных товаров. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчетном) периоде. Организация и ведение налогового учета на предприятиях.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Плательщики, объект налогообложения. Организация и уровни налогового учета при УСН. Ведение налогового учета в организации, перешедшей на УСН. Совершенствование налогового учета.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Организация налогового учета на предприятии. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Метод начисления амортизации в целях налогообложения. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Расчет налоговой базы.

  • В соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" независимо от организационно правовой формы и формы собственности каждая организация должна разработать и принять Учетную политику.

    Типовая структура учетной политики включает общие положения, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финансово-хозяйственной деятельности, организацию бухгалтерского (бюджетного) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

    1. Общие положения

    Данный раздел может содержать:

    • законодательные и нормативные документы, применяемые при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета;
    • задачи и функции структурного отдела (бухгалтерии), на который возложено ведение бюджетного учета и составление отчетности;
    • общие направления и принципы по ведению документооборота и составлению первичных документов;
    • принципы отражения учета исполнения бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
    Кроме того, следует описать принципы осуществления мероприятий по автоматизации бюджетного учета, указать наименование программного продукта, выбранного учреждением для комплексной автоматизации бухгалтерского учета, а также раскрыть причины обусловленности выбора програмного обеспечения.

    2. Порядок составления и утверждения бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения для бюджетных и автономных учреждений соответственно)

    Здесь раздельно приводится порядок и локально-нормативный акт, которым закреплено составление бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности

    3. Организация бюджетного учета (методология учета)

    В данном разделе желательно пояснить специфику бюджетного учета, отразить:

    общие принципы учета, с раскрытием информации в части организации бухгалтерской службы, порядка документооборота, перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, технология обработки учетной информации в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета. Следует отразить особенности бюджетного учета в учреждении (например, в части внутриведомственных расчетов);

    • учет нефинансовых активов (в разрезе основных средств и материальных запасов). Кроме того, можно утвердить структуру инвентарного номера основных средств нематериальных и непроизведенных активов;
    • порядок учета и списания топлива и ГСМ;
    • порядок учета и списания материальных ценностей, числящихся на забалансовых счетах;
    • учет расчетов с подотчетными лицами (в том числе в части хозяйственных операций и порядка оплаты при нахождении в служебной командировке);
    • учет расчетов с дебиторами и кредиторами, а также порядок контроля за указанными операциями;
    • учет расчетов по оплате труда;
    • учет кассовых операций
    • санкционирование расходов бюджета по принятию бюджетных (денежных) обязательств;
    • учет доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
    4. Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состава инвентаризационной комиссии по видам инвентаризуемого имущества

    Согласно Закону № 402-ФЗ устанавливает нам следующие правила: случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

    В настоящее время порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" .

    Проведение инвентаризаций обязательно:

    • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
    • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
    • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
    Важно

    При смене материально ответственных лиц инвентаризация проводится только в части имущества, закрепленного (числящегося) за соответствующим должностным лицом.

    5. Порядок и сроки предоставления бюджетной и иной отчетности

    6. Учетная политика в целях налогообложения

    Раздел должен содержать особенности учета по тем налогам (обязательным платежам в бюджет), плательщиками которых является учреждение, в т.ч.:

    • налог на доходы физических лиц и страховые взносы во внебюджетные фонды;
    • транспортный налог;
    • налог на прибыль;
    • налог на добавленную стоимость;
    • налог на имущество;
    • земельный налог, и др.

    Псковский государственный университет

    Контрольная работа

    Налоги и налогообложение

    Тема: Учетная политика для целей налогообложения

    Введение

    Глава 1. Учетная политика для целей налогообложения

      1. Сущность и задачи учетной политики организации

      2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

      3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

    Глава 2. Практическая часть

    Заключение

    Приложение

    Список используемой литературы

    Введение

    Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

    К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

    Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

    Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

    Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

    Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

    Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

    дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

    рассмотреть учетную политику в целях налогообложения как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим.

    Предметом исследования являются отношения государства и налогоплательщика при взимании налога на прибыль.

    Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли.

    В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

    Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

        Сущность и задачи учетной политики организации

    Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

    Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской.

    Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

    В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

      рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

      формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

      методы оценки активов и обязательств;

      порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

      правила документооборота и технология обработки учетной информации;

      порядок контроля за хозяйственными операциями;

      другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Процесс формирования учетной политики организации включает:

      определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

      выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

      выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

      идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

      отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

      оформление избранной учетной политики.

    Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

    1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

    2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике.

    Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

    3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

    4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

    Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика” 2 .

    Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

        принципы ведения налогового учета;

        методы расчета того или иного налога;

        регистры налогового учета.

    Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

    Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно.

    Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

    Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

    От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

    В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимости. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

    Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

    Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из двух разделов.

    Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

    Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

    На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

    Для налога на добавленную стоимость;

    Налога на прибыль организаций;

    Налога на добычу полезных ископаемых;

    Акцизов;

    Налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Кодекса подобных норм намного меньше.

    Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

    1) основную. Это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

    2) дополнительную. Это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.

    Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

    При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

    Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.

    В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

    При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом. Исходя из приведенной нормы НК РФ для расчета налоговой базы, используются прежде всего данные бухгалтерского учета. При выборе учетной политики организации необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета.

    Пример отдельного приказа об учетной политике для целей налогообложения приведен в Приложении №3.