Финансы. Финансовая система

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой .


Источник - Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком - наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные - это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные - это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция - распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Федеральный уровень

Муниципальный уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет - это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета - это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование - это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок - это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Орган власти

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Парламент РФ

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Координирующий центр

Управление финансами

Минфин РФ

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

ФНС и ФТС

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Банк России

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Счетная палата

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок - фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности - заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности - состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);

объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;

взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;

В финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы хозяйствующих субъектов;

фонды страхования;

кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система - это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы - государственный кредит - включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит - многосторонняя деятельность специально созданных организаций, кото-рые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную груп-пу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финан-совых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства - это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.


Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Финансовая система - это термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий:

а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы:

  • финансы предприятий, учреждений, организаций;
  • страхование;
  • государственные финансы.

Каждая из них состоит из звеньев.

б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

Финансовая система предприятия

Финансовая система предприятия - это совокупность финансовых отношений, функционирующих в рамках предприятия как субъекта хозяйствования и направленных на удовлетворение его потребностей в финансовых ресурсах для:

  • возмещения затрат, понесенных в процессе производственнохозяйственной деятельности;
  • выполнения внешних и внутренних финансовых обязательств;
  • обеспечения дальнейшего развития (процесса расширенного воспроизводства).

Финансовое направление это одно из базовых направлений деятельности предприятия, связанное с организацией, управлением и обеспечением развития его финансовой системы.

Структура финансовой системы

С точки зрения структуры финанасовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений. Финансовая система РФ:

  • Финансы властных структур (государственные и муниципальные),
  • Бюджетные фонды,
  • Федеральный бюджет,
  • Бюджеты субъектов РФ,
  • Местные бюджеты,
  • Внебюджетный фонд,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования,
  • Федеральный и терфонды обязательного медицинского страхования,
  • Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы,
  • Финансы коммерческих организаций,
  • Финансы некоммерческих организаций,
  • Финанасы домохозяйств.

Финансы властных структур показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти для решения задач соответствующего уровня. Финанасовая Система РФ – трехуровневая (иногда рассматривается как четырехуровневая).

Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня. Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Фед.бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Доходную базу бюджета в основном формируют налоги. Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и поступления от внутренних и внешних займов.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъектов РФ. Это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления. Охватывает бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

При рассмотрении ФС как четырехуровневой местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты районов, городских округов;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Внебюджетные фондысоздаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

Важнейших из них – Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, пособий на детей.

Фонд социального страхования РФ предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)

Фонд обязательного медицинского страхования – база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей.

Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг. Государство может выступать и кредитором (так например, Правительство может предоставлять кредиты резидентам в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы:

  • коммерческих организаций - это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Финансы коммерческих предприятий служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы в целом.
  • некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли (благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы).
  • финансы домохозяйств– совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры(отдельные социальные группы, семьи).

Финансовая система включает в себя также систему финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств, представляющих собой аппарат управления финансовой системой. Его структура следующая:

  • На общегосударственном уровне - комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Минфин, ЦБ РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, исполнительные дирекции внебюджетных фондов, Государственный таможенный комитет РФ.
  • На уровне субъекта РФ – комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне.

Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном уровне.

Страница была полезной?

Еще найдено про финансовая система

  1. Финансовый потенциал предприятия: понятие, сущность, методы измерения Эти потоки являются подсистемами финансовой системы предприятия причем цели каждой из них как правило совпадают с общей целью
  2. Организация системы финансового контроля в современном крупном и среднем бизнесе В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы финансового контроля осуществляемого коммерческими организациями современного крупного и среднего бизнеса и научным дискуссиям о
  3. Мониторинг качества финансового менеджмента В целом в рамках мониторинга системы финансового менеджмента могут осуществляться и иные мероприятия в зависимости от отрасли оборотов количества сотрудников
  4. Особенности формирования инвестиционных ресурсов российских предприятий Способствовать решению вопроса дефицита рыночного обеспечения в финансовой системе а также снятию с банковского сектора нагрузки по кредитованию крупнейших российских корпораций способно
  5. Финансовый анализ предприятия - часть 5 Основным стимулом который актуализирует потребность реорганизации есть снижение эффективности функционирование системы управления финансовыми ресурсами предприятий Целесообразно разделять эффективность деятельности системы управления финансовыми ресурсами предприятия на
  6. Мониторинг текущей финансовой деятельности В качестве одной из таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность использования системы финансовых резервов 9. Обоснование предложений по изменению отдельных целевых финансовых нормативов и плановых показателей
  7. Оценка фундаментальной стоимости бизнеса в системе финансового менеджмента: методические подходы и практические рекомендации Сделан вывод что использование фундаментальной стоимости в системе финансового менеджмента позволяет нивелировать влияние стихийных факторов на текущую рыночную стоимость компании тем самым
  8. Управленческий учет Интегрированной является система управленческого учета когда финансовый учет ведется в системе финансовых счетов а управленческий учет - в системе управленческих операционных счетов Связь финансового и
  9. Принципы интегрированной системы управления финансовой устойчивостью фирмы Взаимосвязь факторов финансовой устойчивости определяет необходимость их балансирования и построение управления финансовой устойчивостью фирмы как единой системы которая в свою очередь является подсистемой системы финансового управления компанией на основе сбалансированной системы показателей динамичного многообразия структуры капитала Процесс управления
  10. Содержание понятия финансовое состояние коммерческой организации Как экономическая категория финансы организации - это система финансовых или денежных отношений возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов фондов денежных
  11. Финансовая безопасность компании: аналитический аспект Горячева К С Финансовая безопасность предприятия - такое его финансовое состояние которое характеризуется сбалансированностью и качеством финансовых инструментов технологий и услуг устойчивостью к угрозам способностью финансовой системы предприятия обеспечивать реализацию собственных финансовых интересов миссии и задач достаточными объемами финансовых ресурсов
  12. Анализ финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления Действующая система анализа финансового состояния предприятия определяет текущее финансовое положение и проецирует его на ближайшую перспективу
  13. Пути оптимизации финансирования оборотных средств на предприятии Рассмотрим методики являющиеся наиболее актуальными которые получили широкое применение и могут быть использованы в системе финансового менеджмента российских предприятий Так в работе И А Бланка организована четкая последовательность этапов
  14. Сущность и методика расчета валовой и маржинальной прибыли В результате при ее применении в системе финансового учета и отчетности не совсем объективно оценивается финансовое состояние организаций Вместе с тем
  15. Внутренний финансовый контроль Разработка системы обобщающих аналитических показателей отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей При этом обеспечивается построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового
  16. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления Выводы Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия которое определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов отражающих возможности предприятия погашать свои долги
  17. Управление собственным капиталом в акционерных обществах: методологический аспект В системе финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и
  18. Моделирование финансовых результатов на основе факторного анализа В задачу экономического исследования входит расширение самой финансовой системы за счёт вовлечения в неё значимых факторов и определения доли их влияния на
  19. Риск снижения финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Факторы операционного риска ухудшение социально-экономической ситуации в стране научно-технический прогресс высокий износ оборудования кризис в отрасли к которой относится предприятие неэффективная система финансового планирования Риск неэффективности организационной структуры предприятия Причина неправильно построенная организационная структура предприятия в
  20. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления Традиционно в системе финансовых ресурсов было принято выделять только два звена финансовые ресурсы государства и финансовые ресурсы